Во вторник Airbus представил на авиасалоне в Сингапуре двухметровую летающую модель пассажирского самолета нового поколения Maverick с интегрированным крылом и двигателями на его задней кромке. На необычную схему сразу обратили внимание, а Bloomberg сравнил ее с истребителем из «Звездных войн». Однако это не первый похожий проект, и ни один из них до сих пор не дошел до стадии полноразмерного прототипа. The Bell рассказывает почему.
Зачем это нужно?
Современные турбореактивные двигатели подошли к пределу технического совершенства, а пассажирские самолеты — к пределу возможностей классической схемы. Поэтому участники рынка не могут не разрабатывать новые компоновки.
Так, разница в топливной эффективности между поколениями Boeing-737 (NG и MAX) составляет всего 14%, а самые эффективные лайнеры последнего поколения жестко конкурирующих компаний — Airbus A350 и Boeing-787 — отличаются по удельной топливной эффективности на считанные проценты.
Интегральная компоновка и схема летающего крыла («смешанное крыло») обещают настоящий прорыв в экономичности — порядка 20%. Компания, которая первой создаст такой самолет, гарантирует себе несколько тысяч заказов, но технический риск, затраты на разработку и потери в случае неудачи очень велики.
Преимущества схемы
- Высокое аэродинамическое качество при большем внутреннем объеме, экономия топлива.
- Большая грузоподъемность при меньшей массе конструкции.
- Нет проблем с размещением самых экономичных и экологичных двигателей большого диаметра.
- Меньшая шумность, как на местности, так и в салоне.
- Устойчивость к боковому ветру при посадке.
Недостатки схемы
- Технический риск.
- Большие габариты по ширине.
- Проблемы с естественной устойчивостью и управляемостью, требующие электронных ассистентов на всех режимах.
- Аэродинамическое затенение двигателей и килей на больших углах атаки.
- Попадание льда с фюзеляжа в двигатели при обледенении.
- Плохой доступ к двигателям на земле, возможность их падения в салон при аварийной посадке.
- У самолета Airbus – отсутствие привычных иллюминаторов у пассажиров и проходящая через двигатели силовая конструкция килей.
Аналоги
Главный конкурент Airbus — Boeing — в начале 2000-х испытал несколько экспериментальных моделей самолета X48 массой 200 кг. По расчетам компании, их масштабирование до пассажировместимости до Airbus A380-700 давало экономию топлива на треть.
В прошлом году голландская KLM заказала университету Дельфта разработку самолета похожей компоновки с прицелом на экономию 20% топлива. Издание The Bell писало о демонстрационном макете Flying-V, но новостей о полете модели нет, хотя он должен был состояться еще осенью.
Бизнес-джет со смешанным крылом проектирует Dzyne Technologies — калифорнийский стартап со связями в ВПК США.
В России тоже был эскизный проект гигантского самолета Ту-404 на 1200 пассажиров.
Оригинал статьи: The Bell.
No Responses