Smart Home: умные сервисы для умных горожан

В последние годы цифровизация охватывает все наши жизненные потребности. Не остаются в стороне и бытовые технологии. Много усилий в этом направлении предпринимается на государственном уровне, а успехи по построению «умного» города, достигнутые Москвой, превзошли результаты многих зарубежных проектов. Московский рынок «умных» домов остается самым крупным в России. По оценкам экспертов Discovery Research Group, на Центральный федеральный округ приходится более половины этого рынка в России (52%, или 4,68 млрд руб.). Почти все это — Москва и Подмосковье (3,96 млрд руб., или 44% от всей страны).

Но для обычных граждан цифровизация начинается с малого ― с «умного» дома. Как развиваются такие технологии, возможно ли взаимодействие частных систем smart home с городскими и с чего начать трансформацию своего образа жизни? Попробуем разобраться.

О чем идет речь

Понятие «умный» дом существует уже более 20 лет. Этот термин появился еще в 1990-е годы, когда с помощью проводных решений пытались реализовывать различные аспекты управления повседневными действиями: закрывание штор, включение музыки и света и т. п. Американская корпорация Echelon успешно занималась реализацией проектов умных зданий еще с конца восьмидесятых, многие их технологии пришли и на русский рынок. Системы получались весьма дорогостоящими (речь шла о сотнях тысяч евро), и причина была простой: в каждом доме прокладывалось до 100 км проводов. В итоге сформировался стереотип, с которым приходится бороться до сих пор: «умный» дом ― это долго, дорого, да и не слишком полезно. Данная точка зрения стала главным препятствием для продвижения нового поколения продуктов smart home.

С развитием различных беспроводных технологий и удешевлением оборудования доступность таких решений повысилась, и концепция «умного» дома вышла на новый уровень. Во многом этот прорыв связан с появлением смартфонов. Сначала были созданы полностью беспроводные решения, управляемые через мобильные приложения. Мобильные операторы МТС и «Билайн» еще в 2013 предлагали решения для дистанционного мониторинга офисов, квартир и загородных домов. Появление удобного голосового помощника в умных колонках придало «смартивизации» дополнительный импульс. Включить лампочку, вскипятить чайник или открыть ворота стало не только удобно, но и интересно. Отдельно можно сказать про связку технологий голосового и удаленного управления устройствами, способную максимально расширить сценарии их применения.

Наличие недорогих продуктов с интересной и полезной функциональностью дало толчок развитию индустрии, а управление голосом стало катализатором происходящих изменений.

Что изменилось

«Умный» дом в сегодняшнем понимании ― это решения, позволяющие за очень небольшую сумму и за десять минут, потраченных на настройку, начать эксперименты по цифровизации своей комнаты. Например, со стартовым пакетом решений для «умного» дома можно установить лампочку и розетку с дистанционным управлением, подключить умную колонку с помощником Алиса. Получается уже маленькая современная экосистема с голосовым управлением. Имея несколько таких взаимосвязанных устройств, можно без проблем выстраивать довольно сложные сценарии, запуская целую последовательность действий с помощью одной команды.

Все больше бытовых устройств становятся «умными», причем речь не только о чайниках, утюгах или холодильниках. Это могут быть и различные датчики, которые контролируют безопасность, сообщая о протечках, задымлении, превышении уровня содержания газа в воздухе, открытии дверей и проникновении в дом. Появляются умные замки, которые легко решают проблему потерянных ключей, и умные кормушки для домашних питомцев.

Для всех этих устройств можно настроить не только голосовое управление, но и расписание их работы. Например, уходя из дома, запускать «умный» пылесос, который после выполнения работы самостоятельно вернется на базу.

Электронные помощники — Алиса, Alexa или Google Assistant — уже сейчас имеют вполне достойную функциональность. Их визуализация в виде красивых голографических девушек, знакомых нам по фантастическим фильмам, ― вопрос ближайшего будущего, и мы совершенно точно к этому идем.

«Умный» дом становится доступным, простым и удобным. От здоровой конкуренции различных решений всегда выигрывает потребитель. И очень важно, что вокруг таких технологий уже сформировался хороший информационный фон. Это подталкивает все новых людей к их использованию. По оценкам «Яндекса», более 10% владельцев умных колонок применяют технологии умного дома. За первые полгода с момента запуска сервиса «Умный дом», управляемого посредством Алисы, среднее количество «умных» устройств на одного пользователя выросло с 1,6 до 4. И этот показатель продолжает расти.

Будет полезно и для бизнеса

Небольшие компании и крупные офисы тоже с удовольствием займутся сокращением затрат на электроэнергию, повышением удобства и безопасности. Стоит признать, что этот рынок пока еще не охвачен, хотя его потенциал очень велик. Главная задача здесь ― поиск оптимальной структуры решений для «умного» офиса: очевидно, что потребности корпоративных заказчиков несколько иные. Для нас это приоритетная задача на 2020 год.

Очевидно, что массовый сегмент рынка будет наращиваться и в результате маркетинговых усилий производителей, и работой с застройщиками и управляющими компаниями. Но на первых порах решения для умного офиса могут представлять собой еще более перспективный рынок.

Можно с уверенностью утверждать, что Интернет вещей перспективен во всех его проявлениях, он никуда не денется, и его популярность будет быстро расти. Например, с учетом больших расходов на электроэнергию все активнее используются системы «умного» освещения.

Научиться взаимодействовать

Большинство производителей решений класса «умный» дом разрабатывают собственные приложения и платформы, которые продвигают вместе со своими продуктами. Это приводит к появлению «лоскутного одеяла» систем, что подразумевает определенные ограничения: приобретенные устройства категорически «не хотят» общаться с «чужими» платформами. В этом случае зависимость от изначально выбранного бренда проявляется очень ярко. Далеко не всегда пользователю удается собрать взаимосвязанную коллекцию устройств, функционал которых действительно ему необходим.

Отсутствие единого стандарта и приемлемого взаимодействия между различными решениями ― «детская болезнь» всех незрелых технологий, и решается эта проблема с помощью стандартизации протоколов общения между устройствами и платформами. Мы осознанно заключили партнерство с компанией Tuya, которая находится на пути к созданию широкой, открытой экосистемы. С одной стороны, ее платформа является профессиональной и поддерживает много устройств, а с другой ― разработчики активно работают над ее безопасностью. Уже сегодня к платформе Tuya подключено 100 млн устройств, и облачные сервисы Tuya обрабатывают ежедневно более 40 млн запросов, созданных искусственным интеллектом, при этом время отклика составляет всего 10 мкс — это самый быстрый ответ на голосовые команды для современных облачных платформ. Можно ожидать, что именно такие компании станут лидерами рынка.

Синергия «малого» и «большого»

Наша жизнь цифровизируется одновременно сверху и снизу. Рано или поздно создаваемые системы «встретятся».

Как известно, Москва добилась впечатляющих успехов: город внедряет «умные» решения для муниципальных нужд — управление ЖКХ, публичным освещением, водоснабжением. И все эти решения вполне могут взаимодействовать с локальными системами, которые граждане или бизнес используют в своих целях. Более того, максимальная польза будет достигаться именно в результате совместной работы больших и малых систем. Можно ожидать действительно мощную синергию.

Голосовой вызов скорой помощи, или датчик задымления в доме, интегрированный с вызовом пожарной службы ― эти связки вполне реализуемы уже сейчас и имеют серьезную ценность. Возможен и более сложный вариант ― интеграция между системами умного дома и электросчетчиками, когда в онлайн-режиме осуществляется управление энергопотреблением собственного дома.

Над созданием такой связки должны работать обе стороны. Для начала, и у города, и у компаний должно возникнуть желание этим заниматься. Тем не менее, позитивная инициатива всегда исходит от властей: только регулятор способен дать старт серьезным переменам в подходах к обустройству жизни горожан.

Начать с малого

Конечно же, потребитель будет подходить к любому изменению своего жизненного уклада поэтапно. Однако примериться к преимуществам «умного» дома вполне возможно: для этого имеется базовый минимум, позволяющий «поиграть» с технологиями. Лампочка, розетка, инфракрасный пульт, «умная» колонка ― и вот уже под рукой есть набор возможностей для управления своими бытовыми потребностями с помощью голоса. Как известно, аппетит приходит во время еды, нужно только правильно определить стартовый пакет. Устройства для «умного» дома ― это конструктор, с помощью которого из маленьких блоков можно построить элегантное и полезное решение, способное сделать вашу жизнь намного ярче.

По оценкам Discovery Research Group, в 2018 году объем рынка систем «умного» дома (Smart Home) в России составил 9 млрд руб. При этом основную его долю (57%, или 5,1 млрд руб.) составляет продажа устройств. На сервисные услуги пришлось 26%, а на услуги по монтажу и подключению — 17%.

Как ожидается, по итогам 2019 года объем рынка вырастет на 16,5% и достигнет 10,5 млрд руб. В ближайшие четыре года этот показатель будет быстро увеличиваться. Драйверами роста станут инициативы со стороны государства, в первую очередь проекты формирования инфраструктуры умного города и умных систем ЖКХ.

Компании пытаются наверстать отставание от зарубежных стран, используя их опыт. С развитием продуктовых предложений и снижением совокупной стоимости владения системами Smart Home, потребители смогут воспользоваться возможностями экономии ресурсов, обеспечения безопасности членов семьи и имущества, что станет основным драйвером рынка.

Оригинал статьи: РБК Тренды.

Фото: Astemir Almov / Unsplash

Добавить комментарий