В последний день зимы, 28 февраля 2022 года в пространстве коллективной работы «Точка Кипения-Тюмень» состоялось заключительное в этом учебном сезоне занятие школы–акселератора «Я из будущего».
Напомним, что школа–акселератор эффективных решений в сфере социальных инноваций «Я из будущего» это совместный проект Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, Альянса социально ориентированных НКО Тюменской области и тюменского регионального отделения партии «Новые люди». Главная цель инициативы — ускорить внедрение социально-экономических инноваций и содействовать развитию креативного кластера в регионе благодаря обучению пула гражданских активистов навыкам и приемами изобретательского мышления. За основу программы обучения была взята разработанная советским инженером Генрихом Альтшуллером методология решения задач и усовершенствования систем под названием Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Специалисты, успешно применяющие теорию в своей практической работе, убеждены, что её приёмы можно успешно применять в самых различных областях, в том числе науке, промышленности, робототехнике, и даже в социальной сфере.
Организованные в январе-феврале занятия школы-акселератора проводила опытный ТРИЗ-педагог, преподаватель проекта Тюменского Государственного Университета «Школа Одаренных» Анна Васильевна Кутузова. Всего за 32 академических часа слушатели курсов, среди которых лидеры и волонтеры тюменских некоммерческих организаций, студенты высших и средних специальных учебных заведений, представители регионального отделения политической партии “Новые люди” и просто креативные и изобретательные жители города, познакомились с разными аспектами и нюансами Теории решения изобретательских задач. Так, они узнали о фундаментальных для концепции ТРИЗ понятиях «идеальный конечный результат» и «противоречие»; разобрали основные виды ресурсов, применяемых в изобретательской деятельности; узнали о принципах оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов с использованием диаграммы Исикавы-Сибирякова; подробно изучили и проанализировали наиболее распространенные приемы решения изобретательских задач: «дробление», «объединение», «универсальность», «матрешка», «вред на пользу», «самообслуживание» и многие другие. Получаемые в процессе обучения знания и навыки слушатели курсов регулярно применяли в ходе решения кейсов из исторической, производственной и социальной практики. Например, на одном из занятий участники пытались предложить идеи о том, как привлечь в социальный вещевой обменник «Тюменская дармарка» новых благотворителей и благополучателей, а в ходе другого практикума пробовали отыскать наиболее эффективный и рациональный способ размещения склада реквизита в тюменском молодежном театральном центре «Космос».
Стартовало финальное занятие школы–акселератора «Я из будущего» с торжественной части. В начале встречи мнением об итогах проекта поделился один из его инициаторов и активных участников председатель Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Михаил Михайлович Мельцер: «Цель школы ТРИЗ — научить всех желающих технологиям, которые позволяют находить неожиданные и простые решения сложных проблем, видеть ресурсы там, где они не очевидны и поставить творчество как таковое «на поток». Чем креативнее мы будем в стремительно меняющихся условиях, тем важнее это будет для решения острых социальных задач!». Также он напомнил, что школа-акселератор станет фундаментом к созданию постоянно действующего сообщества инноваторов — тюменского клуба ТРИЗ. Его работа будет основываться на еще одной уникальной инициативе Тюменского областного совета ВОИР — открытой вики-энциклопедии изобретений и креативных решений расположенной по ссылке http://wiki-voir.ru/. Согласно концепции проекта, любой желающий сможет, разместить там информацию о новейших высокотехнологичных достижениях и изобретениях, позволяющих сделать жизнь людей комфортнее и безопаснее. На сайт можно добавлять информацию и ссылки на инновации как уже запущенные в серийное производство, так и находящиеся на стадии концепта.
Далее с приветственными словами к участникам проекта выступили почетные гости — директор департамента экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени Сергей Деонисимович Толстых и руководитель Агентства развития креативных индустрий Тюменской области Алексей Александрович Краев. Они пожелали выпускникам школы ТРИЗ успехов в дальнейшей работе на благо города и региона, обещав по возможности оказывать сообществу изобретателей всестороннюю поддержку.
После этого руководитель проекта, представитель отделения «Новых людей» в Тюмени, Мария Копылова напомнила, что проект по обучению ТРИЗ не закончен, а наоборот только начинается, и прошедшие курсы школы-акселератора лишь первый его этап. Далее она вручила 20 выпускникам прослушавшим полный курс занятий сертификаты об окончании школы «Я из будущего».
После этого преподаватель проекта Анна Кутузова поделилась ссылками на полезные научные материалы о ТРИЗ и иных популярных концепциях изобретательской работы. В частности, она упомянула YouTube-канал Льва Певзнера «ТРИЗ для всех», образовательные порталы creatime.me и www.altshuller.ru, а также изобретательскую повесть «Петя и Дедал», написанную Анной в соавторстве с Борисом Злотиным и Светланой Вишнепольской.
В завершении лектор предложила продемонстрировать полученные знания на практике, решив кейсы посвященные решению социальных задач: «Как минимизировать городские пробки, возникающие после мелких ДТП?» и «Как озеленить Тюмень?»
Присоединиться к сообществу ТРИЗ-активистов можно в социальной сети Вконтакте по ссылке https://vk.com/school_triz_tmn
No Responses